Коммунальный майдан

Повышая тарифы на ЖКХ, власти играют с огнем

После Нового года граждане всей страны получат квитанции об оплате коммунальных услуг по стопроцентным “экономически обоснованным” тарифам. Согласятся ли они с таким ростом цен “по коммуналке” или снова ответят акциями протеста, как это было год назад, после введения в действие закона по отмене льгот? Не исключено, что некоторые политические партии попытаются использовать протестные настроения народа.

Платить или не платить?

Зимние “монетизационные” народные волнения удалось погасить с большим трудом. Там, где региональные власти смогли за счет местных бюджетов смягчить последствия 122-го закона, акции протеста быстро улеглись. А в некоторых городах, где в азне денег не оказалось, они продолжались несколько месяцев.

С региональными же коммунальными протестами постсоветская Россия сталкивается регулярно. Один из крупнейших произошел весной 2002 г. в Воронеже, где на митинг собралось около 30 тыс. человек, что для миллионного города совсем не мало. Формальным поводом для этой акции стало повышение тарифов на коммунальные услуги городской администрацией. Но муниципальные власти поступили “мудро”: они перевели стрелки на областную администрацию и на Кремль – мол, это все они, а мы только вынуждены исполнять указания начальства. Более того, даже сам митинг был организован при поддержке некоторых городских чиновников. В результате повышение тарифов было отменено, а точнее сказать, отсрочено.

Коммунальный митинг в Воронеже встревожил Кремль. Однако, несмотря на то, что стоимость услуг ЖКХ на всей территории России постоянно росла, массовых народных выступлений, подобных воронежской акции протеста, не происходило. Вплоть до зимы нынешнего года, когда во многих городах прошли уже упомянутые митинги, связанные с монетизацией льгот. А уже весной во многих регионах были резко увеличены тарифы ЖКХ, и “монетизационные” протесты плавно перетекли в “коммунальные”.

Список городов, где весной состоялись массовые акции протеста против прошедшего и предстоящего (в связи с начинающейся в 2006 г. жилищной реформой) повышения коммунальных тарифов, велик. Мурманск, Балашов, Екатеринбург, Хабаровск, Тверь, Белгород, все тот же Воронеж, Нижний Новгород, Псков… Самые крупные выступления прошли в Волгограде, где тарифы были повышены до 76% от реальной стоимости услуг, что для этого региона явилось шоком, и в Туле, где раздавались призывы вообще прекратить оплачивать “коммуналку” по новым тарифам.

Экономика плюс политика

В России есть регионы, где уже давно платят за коммунальные услуги по стопроцентным тарифам, и при этом особого недовольства там не высказывалось. Ведь, например, при повышении цен на хлеб и другие продукты народ на митинги не выходит. Кряхтит, но платит по полной стоимости. Значит, в коммунальной проблеме стоит искать не только экономическую, но и политическую подоплеку.

Во-первых, во многих городах нормативы потребления коммунальных услуг резко завышены. Истинная причина этого состоит в том, что коммунальщики покрывают за счет потребителей свои издержки – прохудившиеся трубы, утечки во время аварий и собственное разгильдяйство. Поэтому люди говорят: “Мы готовы платить 100%, но по реальным нормативам”.

Во-вторых, стопроцентная оплата коммунальных услуг предполагает и стопроцентное качество этих услуг. Вряд ли российские города могут похвастаться такой качественной “коммуналкой”.

В-третьих, новый Жилищный кодекс предполагает, что функции ДЭЗов, ЖЭКов и МУРЭПов перейдут к управляющим компаниям (кое-где это уже происходит), которые, в свою очередь, будут заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг. В том числе, если есть такая возможность, и с альтернативными. В большинстве городов муниципальные коммунальные службы работают неэффективно, а часто находятся и на стадии банкротства. Таким образом, неминуема передача функций по коммунальному обслуживанию населения в частные руки.

Но, с одной стороны, местное чиновничество не желает выпускать из рук такой лакомый кусок и всячески препятствует передаче “коммуналки” частным инвесторам. С другой – некоторые частные инвесторы приходят в регионы и, забирая в свои руки коммунальные сети, просто паразитируют на них, повышая тарифы и не улучшая качества обслуживания. Как в том, так и в другом случае между инвесторами и местными властями начинаются настоящие войны, в результате которых страдает в первую очередь население. Ведь пока идет война, о подготовке к зиме никто и не думает. А цены на услуги все равно растут.

Однако главная причина “коммунальных бунтов” все же политическая. Почти ни одно народное выступление не происходило просто так, без участия тех или иных политических сил. В воронежских событиях за митингующими стояли как городские власти, так и КПРФ. Причем коммунисты убеждали население просто не платить за “коммуналку”. “Момент истины” наступил, когда в одном из местных изданий был опубликован список всех партийных боссов, которые агитировали за саботаж. К списку прилагались данные об оплате этими людьми коммунальных платежек. Оказалось, что они-то все продолжали аккуратно вносить деньги за услуги ЖКХ.

В большинстве митингов протеста роль “первой скрипки” традиционно приписывали КПРФ и “примкнувшим к ней” профсоюзам. Но начиная с зимы этого года пальму первенства в деле “защиты народа от произвола властей” у коммунистов стали перехватывать “родинцы”, а кое-где и правые, выступившие вдруг в несвойственной им роли народных заступников. Москва явилась исключением. Здесь самый крупный в этом году митинг против увеличения тарифов ЖКХ был организован “яблочниками”.

Все ли зависит от активности партий?

“ПЖ” провел небольшой телефонный опрос по ряду регионов, наиболее часто упоминаемых в связи с проблемами ЖКХ. Вопросы касались качества и стоимости коммунальных услуг, наличия или отсутствия частных коммунальных инвесторов и возможной перспективы народных волнений в связи с переходом на стопроцентную оплату ЖКХ. Такие же вопросы мы задали и представителям некоторых партий, у которых заодно поинтересовались, будут ли они участвовать в “коммунальных бунтах”.

В Туле, где оппозиционные партии, за исключением “Засечного рубежа”, не играли ведущей роли в народных выступлениях против повышения тарифов, протесты принесли свои плоды. В результате проведенной новыми областными властями экспертизы, коммунальные расценки были существенно снижены. Уменьшились также и нормативы на воду, во всяком случае, в домах-“пятиэтажках”. Так что, по крайней мере по коммунальному вопросу, всплеска недовольства в Туле пока не предвидится.

Структуры ЖКХ в Читинской области до сих пор находятся в собственности муниципалитетов, а о каких-либо инвесторах в этой сфере там и слыхом не слыхивали. Стоимость услуг ЖКХ в Чите относительно умеренная (оплата однокомнатной квартиры с одним-двумя прописанными в ней жильцами обходится порядка 1000 руб.). Повышения тарифов в этом году не было, но оно ожидается с 1 января. В принципе большинство читинцев считает оплату приемлемой. Люди готовы платить даже больше при условиях гарантии качественного обеспечения всего набора коммунальных услуг. Правда, в последнее время возникли осложнения с выплатами субсидий малоимущим, но в городской администрации заверяют, что эта проблема будет скоро разрешена.

Протестных акций в связи с проблемами ЖКХ здесь вряд ли стоит ожидать, если не возникнет других социальных проблем. Оппозиционные партии, такие, как КПРФ и Аграрная партия, в целом настроены на сотрудничество с властями и сами не будут устраивать массовых акций протеста. “Родина” же в Забайкалье только формируется и даже зарегистрирована пока не как партия, а как общественное движение.

В Курске все структуры ЖКХ находятся в городской собственности, и дальше разговоров о возможной приватизации дело не пошло. Поэтому и никаких инвесторов в ЖКХ Курска нет. Сегодня “коммуналка” находится в плохом состоянии, потому что большая часть коммуникаций выработала свой ресурс. При этом тарифы на услуги ЖКХ достаточно высоки (оплата услуг по однокомнатной квартире с одним-двумя жильцами свыше полутора тысяч рублей), и в течение полугода ожидается их дальнейшее повышение. При этом по тому же водоснабжению, как обычно, нормы явно завышены.

Несмотря на это, в Курске не ожидают массовых акций протеста, организованных какими-либо политическими партиями. КПРФ сотрудничает с властями, к тому же губернатор области Александр Михайлов многие годы возглавлял местную организацию коммунистов и лишь три месяца назад перешел в “Единую Россию”. “Родина” и Партия пенсионеров находятся только в процессе становления. Впрочем, локальные выступления, организованные самими гражданами, здесь отнюдь не исключены.

В Рязани общее состояние коммунальной системы хуже некуда, поскольку изношенность основных фондов зашкаливает за 70%. Реформированием ЖКХ здесь всерьез никто не занимался, потому что с осени прошлого года исполнительная власть в городе фактически обезглавлена. Избранный весной горсовет все еще занят дележкой портфелей и сформировать исполнительную власть никак не может. Серьезного роста тарифов на ЖКХ в городе не произошло, за исключением газа и электроэнергии, но это общефедеральный рост. Впрочем, в прошлом году тарифы попытались поднять, но прокуратура это решение отменила. Нормативы на воду – около 300 л на человека. Водоканал – хронический банкрот. Другие структуры ЖКХ тоже находятся на грани банкротства и все свои потери расписывают на потребителя.

Население пока не протестует, потому что дело не доходило до серьезных заморозков. Прошлая зима при всем безвластии прошла без проблем. Что будет в следующем году – не известно, потому что есть непогашенные перед энергетиками долги.

Коммунисты в области ведут себя пассивно. В “Родине” разразился острый конфликт между руководителями местного отделения партии. Местный оппозиционный блок “Социальная справедливость” своего добился – провел в областную думу своего председателя. И только рязанские профсоюзы могут поднять народ на митинги – у них появилось новое, весьма политически амбициозное руководство.

В Воронеже ситуация по-прежнему тяжелая. Есть и конфликт между властями и инвесторами, и чрезмерно завышенные коммунальные нормативы, и рост тарифов, и 80-процентная изношенность коммуникаций. Поэтому не исключено повторение апреля 2002 г., правда, не в таких масштабах.

Никаких “коммунальных бунтов” в Иркутске не было и не предвидится. Несмотря на то, что местные жители не очень довольны стоимостью услуг, ситуация вполне управляемая. Однако иркутяне искренне завидуют соседнему Ангарску, где “коммуналка” работает как часы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом на европейской территории России ситуация с ЖКХ значительно хуже, чем в Сибири. Отсюда и прогноз вероятности социальных волнений в европейских городах России гораздо выше, чем за Уралом. При условии, что в процесс не вмешаются политические партии. А они, судя по всему, вмешаются. Судя по известиям из штатов традиционно эксплуатирующих тему ЖКХ левых партий, там обсуждают грядущие общенациональные кампании протеста. Наибольшая активность ожидается в Туле, Волгограде. Астрахани, Перми, Ижевске, Твери. Но пик протестов предсказывают не нынешней осенью, а весной будущего года, после перехода на систему управляющих компаний и передачи домов под контроль частных фирм.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ростислав ТУРОВСКИЙ, политолог

“ЗОНА РИСКА – ЭТО КРУПНЫЕ ГОРОДА”

– Я думаю, что коммунальные бунты прежде всего возможны в областных центрах европейской части России. Во-первых, в отличие от сельской местности в таких городах повседневное благополучие людей целиком и полностью зависит от того, в каком состоянии находится городское жилищно-коммунальное хозяйство. Во-вторых, крупные города традиционно испытывают очень серьезные финансовые проблемы. Бюджеты областных столиц, за исключением центров немногочисленных сырьевых регионов, практически пусты, и местные власти не имеют возможности для финансирования и ремонта своего ЖКХ.

Вызвано это в значительной степени традиционной политикой межбюджетных отношений, которую проводят региональные власти. Крупные города, как правило, выступают в роли доноров. Областная власть их обескровливает, перераспределяя ресурсы в пользу более бедной сельской периферии. Как результат – их муниципальные бюджеты оказываются пустыми. Все в долгах как в шелках, в том числе перед энергетиками и газовщиками. Поэтому возникает очень мощное недовольство населения самим состоянием ЖКХ, и если это накладывается на одновременное повышение тарифов, то возникают все предпосылки для массовых протестов. Таким образом, столицы областей и крупные города в Центральной России, а отчасти на Севере и на Дальнем Востоке составляют зону риска, где массовые протесты вполне возможны.

Что касается политической составляющей этих протестов, то здесь существуют два процесса, которые взаимно друг друга стимулируют. В отличие от сельской местности, где парторганизации пенсионерские и слабенькие, партийные организации оппозиции наиболее развиты и активны тоже в городах. Поэтому там есть центры кристаллизации для организации массовых протестов. С другой стороны, сами партячейки пополняются за счет протестующего населения. Так происходило в Воронеже, где городской бюджет был пуст, городское хозяйство развалилось и был серьезный конфликт между губернатором и мэром.

Если же говорить о Сибири, то я бы не назвал ситуацию, скажем, в Чите благополучной. Состояние ЖКХ там ужасное. Может быть, власть считает, что народ не выйдет на улицы, поскольку там холодно? А в Иркутске, например, дороги доведены до ужасного состояния. В городе Усть-Кут вообще все полностью загублено. Мнимое “сибирское благополучие” зиждется на особом сибирском менталитете – люди там менее склонны к открытому выражению протестных настроений.

Источник: Политический Журнал

Виктор БЕККЕР, Максим ХРУСТАЛЕВ

Hosted by uCoz